aguti (aguti) wrote,
aguti
aguti

Categories:

В защиту религии

— Простите мою навязчивость, но я так понял, что вы, помимо всего прочего, еще и не верите в бога? — он сделал испуганные глаза и прибавил: — Клянусь, я никому не скажу.

— Да, мы не верим в бога, — чуть улыбнувшись испугу интуриста, ответил Берлиоз. — Но об этом можно говорить совершенно свободно.


М. Булгаков, "Мастер и Маргарита"


Я знаю, что среди моих друзей очень много атеистов. В последнее время стало как-то модно нападать на религию, обличая, уличая, обвиняя. Но хочу сказать пару слов в ее защиту.


Я не отношу себя к ревностным верующим. Я, как и все, выросла в атеистическом обществе, с вбитым в подкорку отношением к "опиуму для народа" слегка свысока, с позиции "современного просвещенного человека".

Пока однажды моя руководительница не обронила фразу: "религия дает надежду и организовывает". Это заставило меня задуматься - а в чем, действительно, смысл религии? Ведь не в вызывающих легкую боязнь и неприязнь ритуалах, в самом деле?

Еще один эпизод из жизни: моя подружка выходила замуж за сирийца. Перед свадьбой, убежденная атеистка, она пошла покреситься. На наше удивление, и упреки, что это всего лишь лицемерие, никакого смысла не имеющее, она ответила: "В Сирии очень важно, чтобы у человека была религия. Какая угодно - иудейская, христианская, мусульманская, лишь бы не атеист. Быть атеистом просто неприлично."

Я еще раз задумалась: откуда это? Семья ее мужа вовсе не относится к радикальным мусульманам, они приняли европейский образ жизни, женщины не носят хиджаб, мужчины пьют вино - совершенно нормальная семья, и вдруг такие заявления. Поразмыслив, я пришла к выводу, что религия - это нравственный стержень общества. С тех пор все встало на место.

Не иметь религии - все равно, что не иметь совести, и публично в этом признаваться - не самый лучший способ завовать расположение людей. Представляете, кто-то вам заявляет: "Я совершенно бессовестный человек. У меня нет никакних рамок, потому что меня никогда не учили запретам убийств, воровства, уважения к чужой личности". Примерно так звучит заявление "Я - атеист", просто большинство нас, вырасших в стране повального атеизма, этого не сознает.

Конечно, что-то мы впитали, и нравственные рамки у нас есть - из литературы, искусства, чему-то сами научились. Но все это подобно самоучке, научившемся читать и считать, но так и не освоившем сложения дробей. Только неумение складывать дроби вызывает в наших просвещенных умах оторопь, а скудость духа, зачаточное состояние совести - длинные пространные разговоры о здоровье общества. А ведь корень у этих проблем один: необразованность. В первом случае интеллектуальная, во втором - духовная.

Большинство атеистов защищают свои позиции с точки зрения "попы - лицемеры и сволочи". Звучит так же убедительно, как "среди математиков много плохих людей, поэтому математика - лженаука". Да, увы, церковь (особенно православная церковь) дискредетировала себя за годы советской власти. Наушничество, сотрудничество с КГБ - очень далеко от примера духовного пастыря. Это для меня лишний раз доказывает, что отделение церкви от государства, ее загон в оппозицию обществу - вовсе не идеальное решение. Исчезает открытость, в итоге к церковной власти приходят сомнительные личности, чаще всего по сути убежденные атеисты, не гнушающиеся ничем для достижения карьерных успехов. Да, парадокс, но продажный церковник - все лишь атеист, т.е. человек без совести и без принципов.

Но самый интересный, на мой взгляд, феномен, в том, что подавляющее большинство людей, называющих себя атеистами, на самом деле таковыми не являются. У них есть совесть, уважение к человеческой личности, вера в гармоничное устройство мира, есть уверенность в высших силах и предопределенности. Они привеженцы культуры (прямого следствия религии) - любят литературу, музыку, живопись. Любят (по крайней мере не неприемлят) фантастику, в том числе магическую, где духовная сила преобразуется в физическую. По сути они давно уже в лагере верущих, и единственный бастион, который они рьяно защищают, это непринадлежность к какой-то конкретной церкви. Как первоклассник, который хочет уметь читать и писать, но не хочет сидеть за партой и делать упражнения.

Но церковь - всего лишь проводник, учитель, школа. Ритуалы - обязательные упражнения духа. Недаром любая церковь по сути предлагает один и тот же набор упражнений: физическое ограничение и празники. Будь то обожаемый с точки зрения атеистического общества буддизм, или слегка презираемое христианство, или ненавидимый ислам - они по сути пользуются одними и теми же методами: для того, чтобы развить дух, надо ограничивать плоть и учиться радоваться, любить. Можно сказать, что церковь - это школа радости, только настоящей радости, духовной.

Мне попался когда-то фантастическая повесть, в которой в джунглях находили знаменитое "недостающее звено эволюции" - племя полуобезьян, полулюдей. Вопрос был - являются ли они еще животными, или уже люди? Где проходит грань? Очень много критериев было предложено, но все ошибочные: и орудия труда животные могут использовать, и речь свою имеют, и сложную социальную структуру. Единственное, чем действительно отличаются люди - у них есть религия, и, как следствие, культура. Ведь вся культура имеет в себе духовное начало - именно это отличает, например, летературу от любых других текстов, вроде справочников или документации. И, в конечном счете, именно религия позволяет оставаться людьми, как бы вы ее при этом не называли.

Я никого ни к чему не призываю. Этот пост - просто реплика на шквал атеистических или унижающих религию заявлений, не более.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 201 comments