aguti (aguti) wrote,
aguti

Норвегия: день пятый

De Norvege

С утра опять была рання побудка. Ведь всем, кроме нас, предстояла длинная дорога на север. Разъехались так рано, что мы не успели попрощаться ни с хлебосольными Валдасом и Илоной, ни с искрометными Саней и Архипычем. Из «шведской группы» (те, кто после Дороги Троллей ехал на паром в Швецию и с кем мы больше не увидимся) застали только ярославского Артура и украинского Рому (который опять решил попетлять, выбрав путь в Украину через Швецию и Прибалтику).

Было непривычно отправляться в дорогу без стаи. Но Блюзмен дал нам советы, куда заехать и что посмотреть, так что мы отправились навстречу приключениям.

Когда мы ехали на ледник по GPS, мы пропустили две достопримечательности. Одна из них – самый длинный автомобильный тоннель в мире.

Норвежские тоннели – это вообще отдельный разговор. Их бесчисленное множество, что не удивительно в такой горной стране. И поэтому там есть тоннели на все вкусы – короткие, длинные, широкие, узкие. Старые и темные, с шероховатыми стенами, выдолбленные кирками, в которых с потолка капает вода. И новые гладкие в свете неоновых ламп. В тоннелях может встретиться что угодно: шпилька (узкий поворот почти на 180 градусов), перекресток, выезд на круг, светофор и даже привидения. Просто тоннели иногда прокопаны так близко друг к другу, что слышен шум проезжающих машин в соседнем тоннеле – жутковатое ощущение, когда по звуку чувствуешь, что тебя обгоняют, но не видишь, кто.

Но самый-самый тоннель это 25 километровый тоннель где каждую четверть пути встречаются вот такие удивительные залы.

De Norvege

Они сделаны для разбития монотонности дороги и защиты от клаустрафобии. И оставляют очень сильное впечатление, когда на тебя из темноты выплывает синяя зала. В тоннель подается кондиционированный и очищенный воздух, поэтому там не холодно (кондиционеры в условиях Норвегии могут только нагревать, имхо).

Потом мы отдохнули в заповеднике для туристов. Ну это такие искусственные деревни со всякими псевдодомами, состоящие из бутиков и ресторанов. Приобрели себе тролля.

Тут еще одно лирическое отступление. Норвежцы по сути своей кристально честны. Вы можете спокойно оставить куртку с деньгами и документами на парковке и быть уверенными, что вы ее заберете через несколько часов. Эта честность даже где-то граничит с отсутствием воображения. Ну чем еще, кроме отсутствия воображения честности может объясняться факт, что великолепный водопад около которого когда-то гнали самогон, получил имя «алкогольный», а не «волосы феи», «слезы русалки» или еще какое-нибудь романтическое название? За всю двухчасовую экскурсию нам не рассказали ни одной легенды, и это про берега, в которых демоны и суровые лица героев видятся невооруженным глазом. Но! При этом есть одно исключение – тролли. Истории про них настолько разнообразны и подробны, что невольно начинаешь верить в их реальность. Легенды говорят, что когда люди пришли на эти земли после того, когда с них отступил ледник, тролли уже жили здесь. Поэтому приходилось считаться с этим вредным, но очень простодушным народцем.

De Norvege

В турдеревне можно было совершить путешествие по горам в туристическом поезде. Но мы поехали дальше, в Долину водопадов.

Я совсем не уверена, что эта долина существует на карте, по-моему, название родилось в голове Блюзмена, порекомендовавшего ее. Норвежцы скорее назвали бы ее «темное ущелье», они совершенно равнодушны к водопадам. Их можно понять: при рельефе Норвегии реки просто не имеют выбора, как обрушиваться время от времени с отвесных скал сверкающими каскадами.

Норвежские водопады давно уже не диковинка даже для нас, но это ущелье действительно впечатляет. Высокое и узкое, окруженное отвесными скалами, оно остается мрачным даже в солнечный день. И с вершин повсюду падает фыркающая вздыбленная горами вода. Каждый отдельный водопад ничем не лучше тех, что мы уже видели, но в ансамбле они производят впечатление.

De Norvege

Эффект еще усиливается тем, что ущелье относительно короткое. В него влетаешь из тоннеля, проезжаешь едва успевая восхититься природным представлением– и опять ныряешь в тоннель. Все, спектакль окончен. Дальше – обычные горы.

Впрочем, как норвежские горы могут быть обычными? Они прекрасны! А ведь еще есть фьорды, дополняющие картину. Мы выехали на 7-ю дорогу, просто напичканную достопримечательностями.

Но до одной мы не доехали (водопад, за которым можно гулять), вторая оказалась нам не по зубам («Язык Тролля», великолепная скала торчащая над обрывом, но до нее «8-10 часов хорошего хайкинга» по норвежским меркам, это означает очень сложно), но зато посмотрели вот эти водопады.

De Norvege

К сожалению, фотография даже на долю не передает грандиозности зрелища – огромные мощные водопады, стекающие навтречу друг другу, а на вершине скалы – отель. В динамике это просто завораживает.
А потом укатили к истоку этого водопада – в горы.

Которые были очень-очень красивыми, но очень и очень холодными.

Добрались до самого центра зимней норвежской жизни, их лыжных станций. Города хоббитов просто.

De Norvege

Но трассы, судя по имеющимся фотографиям, освещаемые. Что, в общем-то, логично – зимние ночи в Норвегии темные.

День неумолимо клонился к вечеру, нас периодически догонял дождь, было страшно холодно и я уже начала хныкать, что хочу в кемпинг. А кемпинга по дороге все не попадалось и не попадалось, и, судя по карте, ехать нам до ближайшего кемпинга еще долго.

Тут мы увидели знак, который я по ошибке приняла за указание на кемпинг. Приехали, а там небольшой хутор из традиционных норвежских домов, украшенных оленьими рогами. Явно не туда попали.

De Norvege

Стали разворачиваться, я решила сделать напоследок фотографию самого дома – как нам дорогу загораживает машина. Из нее выскакивают люди и бегут к нам. Я думала – ругаться, что мы заехали на их территорию. Оказалось – они сдают дом. «Но мы ищем кемпинг, нам дом очень много» - пыталась объяснить нашу ошибку я. «Ничего, я вам сдам по цене кемпинга,» - выставила последний аргумент хозяйка.

Так мы на ночь стали обладателями двухэтажного дома, в котором было все – куча спален, скрипящая лестница, огромная кухня с посудомойкой и красивой старинной посудой, горячий душ прямо в доме (а не через холодное поле, как в кемпинге), а главное – печка, которую нам разрешили топить, что мы сразу и сделали. Дом наполнился запахом очага и горячих досок и нам и вовсе стало хорошо и уютно.