aguti (aguti) wrote,
aguti
aguti

Category:

Дрезден: история



Дрезден имеет очень забавную историю. Возник он как-то сразу, как чертик из табакерки, в 18-м веке. Нет, поселение, конечно, очень древнее, и Саксония существовала тоже очень давно, но до 18-го века по сложившемуся у меня впечатлению, саксонкские правители мало чем себя проявили, сидели себе, копили денежку, ни с кем особенно не общались, так - задворки Европы.


А в конце 17-го века к власти пришел Август Сильный, который к тому же стал королем Польши. То ли работа королем Польши хорошо оплачивалась, то ли предыдущая семья неплохо накопила деньжат, но Август стал тратить, и тратить немало. Во всем подражая Людовику XIV, он тоже понастроил себе резиденций, дворцов, соборов - ну чтобы все, как у людей. И вот тут-то о Дрездене узнала вся Европа, потому что Август Сильный умудрился превратить его из затрапезного города в одну из самых ярких и нарядных европейских столиц.



К этой эпохе относятся почти все самые красивые сооружения Дрездена, и в первую очередь Цвингер.



Это оранжерея, к проекту которой приложил руку и сам король, увлекавшийся в молодости архитектурой, чаще всего использовалась как открытая сцена (до сих пор там проходят концерты) и площадка для мероприятий под открытым небом. Роскошное барокко, украшенное польской короной и многочисленными скульптурными группами на тему мифов о Геракле. Август, прозванный "Сильным" и действительно гнущий руками подковы, очень любил, когда его сравнивали с этим античным героем.



Сейчас там размещается картинная галерея Дрездена - небольшая, но очень богатая на шедевры. Начало ей тоже было положено этим щедрым правителем. Самое знаменитое полотоно галереи "Сикстинская мадонна" кисти Рафаэля было приобретено за баснословную по тем временам сумму в 20 тысяч таллеров.

Не скупился король и на собственную резиденцию, затейливо ее отделав и украсив стены фресками с изображением всех саксонских королей. Но, вот он средневековый мачизм: на картине изображены только мужчины, т.к. женщины по саксонским законам не наследовали.



Но не картинная галерея является основным источником расходов для Августа Сильного. И даже не многочисленные замки и соборы. Больше всего этот веселый король любил драгоценности, которые собирал по всему миру с такой страстью, что скоро собрал изумительную коллекцию, по сей день остающейся лучшей в Европе. Оборудовал ее хранение он в своем дворце-резиденции, организовав первый в мире музей подобного рода Grünes Gewölbe, "Зеленые своды" (по названию комнаты, в которой была устроена первая экспозиция).



Правда, чтобы посмотреть эту коллекцию, надо выстоять огромную очередь, получить талончики на определенное время и только тогда приходить смотреть, предварительно пройдя тщательный осмотр и двойные бронированные двери, как в банке. Да и после за вами будут тщательно следить. Сначала я чуть не набила шишку, пытаясь рассмотреть вещицу поближе (она оказалась защищена толстым невидимым стеклом), потом, показывая мужу на какой-то кубок, слишком вытянула руку, и тут же раздался вой сирены. Но увиденное покоряет. Только одни богато украшенные залы стоят хлопот, а ведь в каждом из них еще затейливые драгоценности. Каждую из них можно подолгу рассматривать, и там их бесчисленное количество.



Все отражается в зеркалах, сверкает, искрится всеми цветами радуги. Многие украшения делались специально под Августа, зная, что он их купит для коллекции. Особенно дорого король ценил изображения своей персоны - так обелиск из драгоценных камней со статуэткой себя любимого он приобрел за 80 000 таллеров - ровно во столько же ему обошлось построить свой охотничьий замок. Надо ли говорить, что такое отношение монарха просто подстегнуло всю ювелирную промышленность того времени, даровав миру много мастеров. Кстати знаменитый Фаберже тоже уроженец Дрездена.



В галерее запрещено фотографировать, поэтому фотки выставляю, найденные в инете. Но никакие фотграфии не в силах передать игры и блеска бриллиантов, это надо видеть.



Но некоторые начинания Августа Сильного не вызвали энтузиазма горожан. Для принятия польской короны королю пришлось принять католичество, а это совсем не приветствовалось в глубоко протестанстской стране. И когда он решил построить католический собор Hofkirche, это вызвало недовольство горожан. Поэтому подготовку к строительству пришлось вести в тайне, а уже построенной церкви городскими властями было запрещено звонить в колокола. В итоге статус собора эта королевская церковь получила только в 20-м веке. Который раз поражаюсь этой "средневековой монархии" - король не король, а против мнения города идти трудно.



Еще более интересная судьба у второй грандиозной церкви, Frauenkirche. Ее недовольные дрезденцы возвели в пику королю, на собственные деньги. И возводили не скупясь - ее купол считается самым большим "по северную сторону от Альп" - любимое дрезденское выражение, означающее, что в Италии все-таки лучше :)



Еще одно сооружение, лучшее "по северную сторону от Альп" - Дрезденская опера. Она знаменита тем, что уступает по аккуститке только Милану.



Веселый король был знаменит не только своей силой и деньгами, а также многочисленными любовными приключениями. Своих фавориток он щедро одаривал, а одной даже построил дворец совсем рядом со своей резиденцией, дабы не далеко бегать.



Август настолько был известен своей любовеобильностью, что по легенде, похороненное в Hofkirche сердце страстного короля начинает биться, если рядом проходит хорошенькая женщина.



Трудно поверить, что у кого-то поднялась рука на всю эту красоту. Но 13-15 февраля 1945 года Дрезден подвергся жесточайшей бомбардировке англо-американской авиацией. Он был практически уничтожен, сравнян с землей. В бомбардировке Дрездена погибло 135 тысяч населения (для сравнения, непосредственно от бомбы в Хиросиме погибло 85 тыс).



Никто толком не знает, зачем было устраивать такую жестокость. Кто-то говорит, что в городе были склады, кто-то - что он был транспортным узлом. Но какое значение это имело в самом конце войны? Гораздо более правдоподобными мне кажутся версии о мести за Лондон и желании показать Советскому Союзу мощь своих бомбардировщиков.



Как бы там ни было, город был практически отстроен заново, кропотливо восстановлен. Но не на все сразу хватило денег и сил. В мой прошлый приезд Frauenkirche лежала в руинах, как памятник бессмысленной жестокости. Было жутко смотреть на эту кучу мусора, из центра которой уже проросли молоденькие деревца.



Но после падения стены Дрезден получил помощь от западных соседей и смог практически закончить восстановление урона. Забавно, что много денег пришло и от британских и американских фондов, в качестве своеобразного примирения бывших врагов. Frauenkirche была поднята из пепла, как птица-Феникс: она на 45% состоит из оригинальных частей, хорошо узнаваемых по темному цвету (богатый железом песчанник быстро темнеет). Мне же она тогда казалось совершенно неподдающейся восстановлению.


Tags: allemagne, europe, saxe
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 13 comments