aguti (aguti) wrote,
aguti
aguti

Categories:

Прогулка по Пасси



В конце первой половины экскурсии у нас было запланировано посещение кладбища Пасси. Мы с green_fr с нетерпением ждали, когда же нас поведут на кладбище? Не от любви к рассматриванию могил, а потому что сразу после него нам был обещан ресторан :)

Кладбище в Пасси - самое малопосещаемое в Париже, но самое богатое знаменитостями, здесь похоронеными. Во всяком случае оно выходит на первое место по циничному показателю "знаменитость на квадратный метр". Не удивительно, т.к. со временем оно стало местом захоронения богатых людей и высокопоставленных военных. Могил рабочих вы тут не найдете. Правда, мне многие имена, возможно знаменитые для французов, все же ничего не говорили. Поэтому из этого "могилоскопа", как метко выразилась экскурсовод, мне запомнилось только несколько, а на фотоаппарат попало еще меньше (кончились батарейки, пришлось снимать на мобилку).


Когда мы пришли на кладбище, нас сначала не хотели туда пускать. Служительница делала страшные глаза, и говорила "Там церемония". Но мы упросили, обещали вести себя прилично. К кладбищу между тем подъезжали "Бентли" и "Понтиаки", оттуда выходили одетые в траур люди и устремлялись куда-то по темной аллее. Аллея была украшена флагами (страну сходу определить не смог даже Зеленый), и в конце ее стояли мрачные мужики с телефонами (секюрити).



Когда же мы робко пошли по аллее, секюрити деловито пошел нам навтречу. Ну все, щас выгонит нафиг - подумала я.

"Вы не иранцы" - полуспросил, полуконстатировал мужик, вблизи оказавшийся не таки мрачным. "Нннет..." - сознались мы. "А что это у вас за флаг?" - по возможности траурным голосом спросил Зеленый. Глаза мужика стали печальными. "Это флаг династии Иранских шахов. 7 лет назад умерла наша принцесса Лейла, и каждый год мы собираемся здесь отмечать это грустное событие. Вы, конечно же, можете присуствовать. И можете фотографировать. Здесь вся королевская фамилия, и скоро подъедет король".

История Лейлы и правда трагична: после падения шахства ей еще маленькой девочкой пришлось отправиться в изгнании. Здесь она стала известной манекенщицей, но всегда страдала от депрессии, по убеждению семьи - следствие разлуки с родной землей. Однажды в Лондоне она умерла, приняв слишком много снотворного в сочетании с кокаином, возможно, намеренно.



С тех пор семья (в том числе король в изгнании, брат Лейлы) ежегодно приезжает в Пасси, где была она захоронена. Короля мы правда, не дождались, ушли смотреть другие могилы.

Среди них была могила (точнее, могильный склеп) доктора Бланша, имевшего психиатрическую лечебницу на Монмартре, где лечились многие французские знаменитости (в т.ч. Мопассан).



Скульптор Lheureux, автор квартала домиков в Берси.



Могила Фернанделя



Еще одна неудачливая королевская семья, вьетнамский император Бао Дай



Могила брата Рено (не тот, который конструктор, а тот, который испытатель). Правда, могила в состоянии ремонта, поэтому вид у нее невзрачный.



Dassault. Экскурсовод сказала, что это не фамильное имя, а псевдоним, взятый конструктором в честь брата, погибшего на войне.



Основатель империи Bouygue:



Композитор Клод Дебюсси



Художники MANET Edouard и MORISOT Berthe, которая сначала была моделью для Манэ, а потом не только вышла замуж за его брата, но и сама стала очень хорошим импрессионистом. Фотография сделана неудачно, их могила на переднем плане, под зеленым бюстом Манэ.



Скульптор Ландовски, автор знаменитого Христа в Рио-де-Жанейро. В Париже тоже есть его работы: это статуя Св. Женевьевы на Сене недалеко от Ноттер-Дама и барельеф павшим в Первой мировой войне на площади Трокадеро.



Но на площади все настолько заняты разглядыванием башни, что о барельефе мало кто помнит. Что говорить о барельефе, если даже на факт, что площадь вообще-то называется не Трокадеро, а 11 ноября, мало кто обращает внимания, хотя для этого достаточно почитать таблички на домах. На эту площадь даже во всех документах теперь ссылаются как Place du Trocadéro-et-du-11-Novembre - а то не все поймут, о чем речь.

Авиатор COSTES Dieudonné, установивший в свое время мировой рекорд по полетам на прямое расстояние, сделал первое кругосветное авиапутешествие и первый беспосадочный полет Париж-Нью-Йорк. На могиле частично отражены эти подвиги.



И еще много знаменитых артистов, писателей, модельеров, бывших министров и военных. Некоторые могилы украшены настоящими произведениями искусства, как эта копия работы Микельанжело. Рассказывая о памятниках, экскурсовод употребила выражение "мода", которое меня поразило в этом контексте.



И очень много фамильных склепов. В этом склепе, построенном как колодец, в который надо спускаться по винтовой лестнице, похоронено очень много людей.



Даже в обычных могилах хоронят многоэтажно, но это не очень удивительно. Удивительно, что иногда имя первоначально захороненного исчезает с могильной плиты, и получаются странные казусы: так на этой детской могиле, памятник на которой воспроизводит в точности ребенка, лежащего в ней, стоят совсем не детские даты.



А после кладбища нас наконец-то повели в ресторан. Здесь за вежливой беседой нас с Зеленым чуть не разоблачили. На прямопоставленный вопрос, работаю ли я на Рено, я ответила "нет". "А, так это вы работаете на Рено?" - обрадовано переадресовала свой вопрос собеседница Зеленому. "Да" - зачем-то сказал он. И тут вежливые собеседники начали его расспрашивать, где именно он работает, в каком здании и в каком отделе. Плюс к этому выяснилось, что одна из девушек в нашей группе - русская. Когда же Зеленого приперли к стенке вопросами "на каком этаже вы работаете, я тоже в этом корпусе" - Штирлиц смотался от чрезмерно вежливой тетеньки в туалет. А меня этот диалог так развесилил, что я долго еще похрюкивала не в такт серьезным рассказам экскурсовода, вспоминая эту операцию 007.

А после обеда нас повели в Архитектурный музей. Я почему-то думала, что это не музей, а тоска зеленая - чего там толком выставлять-то, одни макеты. На деле это оказалось очень интересно. Понравилось рассматривать гипсовые слепки с различных соборов. До этого посещения мне казалось, что все соборы во Франции похожи друг на друга, а тут подробно рассказали, как строили на юге, как на севере, и т.д.

Известный факт, что скульптуры раньше были ярко расскрашенные. Но при реставрации их никогда не раскрашивают - споры стоит ли это делать, очень горячие. В музее же можно посмотреть на скульптуру через специальный экранчик и увидеть, как она выглядела в самом начале. Причем цвета меняются постепенно - показывая, как старела статуя, теряя постепенно все свои краски. Экскурсовод сказала, что уже есть проект, когда такими реставрирующими очками будут снабжать туристов во время пеших прогулок.

Да и вообще музей очень технологичный. Есть даже трехмерная прогулка по Страсбургскому собору. И с экскурсоводом смотреть его, конечно, намного интереснее. Конечно при условии, что экскурсовод хороший и знает предмет.

Но я все равно быстро устала, сказался сытный обед. Уже меньше следила за рассуждениями экскурсовода, зато окружающие статуи дев и апостолов начали казаться мне какими-то веселыми и фривольными. На этом я решила покинуть замечательную экскурсию (за которую еще раз спасибо Ане), оставив Зеленого разбираться в сложностях архитектуры. Так что про музей лучше читать у него.
Tags: paris
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 22 comments