aguti ([info]aguti) wrote,
@ 2008-06-18 17:20:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Entry tags:paris

Коньяк и Самаритянка


Забыла рассказать про еще одного известного человека, похороненного на Пасси. Это Ernest Cognacq, легендарный предприниматель.




Родился он на Ile de Ré в 1839 году, и перебравшись в Париж, подался в торговцы. Открыв в 1867 году магазинчик под вывеской "Небольшая прибыль" он не ограничивается его стенами, и не гнушается уличной торговлей. Точнее, мостовой, т.к. разместил он свои торговые точки в кармашках на Pont Neuf.



Торговал всем подряд, не заботясь о специализации. И вскоре смог наторговать себе капитал, достаточный для открытия собственного большого магазина. В 1869 году прикупил он для этой цели часть помещения в кафе La Samaritaine (Самаритянка) напротив Нового Моста. Название свое кафе получило по разным версиям или в честь фонтана, стоявшего в квартале, изображающего Христа с самаританкой, или в честь помпы Самаритянка, стоявшей когда-то на этом месте - сооружение эпохи Генриха IV, желавшего решить проблему с водой в Париже. Проект весьма спорный еще в эпоху этого славного монарха, но тем не менее просуществоваший до 1813 года и снабжавший жиденькой сенской водицей не только парижан, но и окрестные фонтаны.



Как бы там ни было, но в зале кафе Коньяк организовал первый в истории человечества универмаг. Магазин торговал всем подряд, и очень дешево. Его принципом было "продавать много, чтобы продавать дешево, и продавать дешево, чтобы продавать много". Жалко, что современные парижские универмаги подзабыли эту традицию, во всяком случае в части "дешево".

Через несколько месяцев разгорается война с Пруссией. И Эрнст Коньяк начинает предлагать новый товар: униформу, пошитую заранее, подхватывая только появившуюся концепцию готового платья. А чуть позже и женится на лучшей продавщице готового платья в универмаге-конкуренте Bon Marché, Marie-Louise Jay.



Магазин становится страшно популярным, к нему каждый день стекаются покупатели, чтобы ознакомиться с новинками. Прямо на улице, на тротуаре продаются дешевые вещи, чтобы привлечь прохожих, и пройти мимо просто невозможно.



Дела магазина резко идут в гору, и удачливые предприниматели вскоре выкупают не только все кафе Самаритянка, давшее название их магазину, но и вообще весь квартал, обживая по истине гигантские по тому времени торговые площади. Обжегшись на плохом состоянии купленных зданий, Коньяк представляет в парижскую префектуру проект нового здания, разработанный неутомимым Эффелем. Но, похоже, Париж сыт по горло железом и АртНуво, и долгое время проект лежит под сукном, пока его не извлекают оттуда при помощи высоких связей.



Несмотря на успех, жили супруги скромно, каждую вырученную копейку инвестируя опять в Самаритянку. Впервые в истории создали ассоциацию, занимающуюся социальными вопросами: отпуском по уходу за ребенком, домами отдыха, пенсионными домами, жилым фондом для работников универмага. А в 1914 году устав предприятия пересматривается таким образом, что работники имеют право на 50% капитала и на 65% прибыли.



Супруги были еще и меценатами, собрав замечательную коллекцию произведений искусства, которая дала начало музею их имени.



В 1910 году Самаритянка в зените славы, и уже трудно представить Париж без этого универмага. В 1913 году он получает право на работу в воскресенье, а в 1925 году оборот магазина превышает миллиард франков (700 млн евро).

После смерти супругов дела Самаритянки начинает вести их племянник, и сразу становится понятным, что он далеко не такой удачливый бизнесмен, как его родственники. А после того, как он запятнал себя коллаборационизмом с нацистами во время Второй Мировой, руководство магазина уходит окончательно в семью Renand. Которое быстро сталкивается с тем, что бессменный лозунг "находим в Самаритянке все" уже несколько запылился. И переезд "чрева парижа" рынков Halles в Ранжис в 70х годах ничего не меняет, дела идут из рук вон плохо.

В середине 80-х новый представитель семьи Ренэн пытается вдохнуть жизнь в дряхлеющий универмаг, тратя уйму денег на рекламу. Но все напрасно, и в 2001 году легендарный магазин переходит группе LVMH, которая пытается сделать из него дорогой и престижный, играя на индустрии люкса. Но едва получив новое лицо, магазин вынужден закрыться. Официальная версия - пожароопасное состояние здания. Забавно для магазина, чье имя означает водяную помпу.





(Post a new comment)


[info]taki_net
2008-06-18 04:50 pm UTC (link)
Спасибо, очень хороший рассказ.

Уточнение: по-русски "СамаритЯнка"

(Reply to this) (Thread)


[info]aguti
2008-06-19 07:48 am UTC (link)
Спасибо, поправила.

(Reply to this) (Parent)


[info]green_fr
2008-06-19 07:25 am UTC (link)
Кроме СамаритЯнки, помпа = насос, а в "он находим в Самаританке все" "он" из французского пробрался :-)

А так классно! Я не знал о версии с фонтаном, только про насос читал.

(Reply to this) (Thread)


[info]aguti
2008-06-19 07:49 am UTC (link)
Да, с "он" забавно получилось, не заметила как вставила :)
А вот по поводу помпы не соглашусь. Грамота.ру:
ПОМПА1 ж.
Торжественность, пышность, рассчитанная на внешний эффект.
ПОМПА2 ж.
Насос для выкачивания или нагнетания жидкости или газа.


(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]green_fr
2008-06-19 07:51 am UTC (link)
Проведи опрос, кто знает второй смысл слова "помпа", а кто - слово "насос" :-) Это как "рекуперировать энергию при торможении", помнишь? Формально, конечно, верно, но режет слух.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]aguti
2008-06-19 08:25 am UTC (link)
Просто я это слово выбрала сознательно вместо насоса. Потому что для большой насос (особенно такой, величиной с дом, или любой индустриальный) для меня всегда был помпой.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]green_fr
2008-06-19 08:29 am UTC (link)
Хотя да, ты знаешь, ты права. После того, как ты сказала "величиной с дом", у меня проснулись какие-то слои мозга, которые вспомнили слово "помпа". Кажется...

(Reply to this) (Parent)


[info]kucha_mala
2008-06-19 08:00 am UTC (link)
Слушай, а Самаританка, он же ж вроде после Bon Marche появился? То есть, про Bon Marche я читала, что это они вроде как первый так сказать "универмаг" в истории человечества.

Очень интересная история владельца. Жалко, что здание никак не откроют снова.

(Reply to this) (Thread)


[info]kucha_mala
2008-06-19 08:12 am UTC (link)
"первый" в пределах Франции в смысле.
Североирландцы, например, утверждают, что это у них самый первый независимый универмаг с 1830 года в Дерри стоял :) Но о нём всё же за пределами Ирландии мало кто слышал. Да и позиционируя себя, о французких магазинах они почему то не упоминают, а сравнивают себя с англо-саксонскими магазинами.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]aguti
2008-06-19 08:22 am UTC (link)
Подозрительно, что с французами не сравнивают :) Наверно универмаг как концепция - это не столько "разное", сколько "дешево и много".

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]kucha_mala
2008-06-19 08:34 am UTC (link)
Ну да, получается от концепции и размера и намерений очень зависит у кого пальма первенства, вон в Википедии ещё и канадский Hudson's Bay Company да и Гостинный Двор, как претендент на первый в истории человечества shopping mall фигурируют.
А у ирландцев сам магазин может и на пару лет раньше появился, но, похоже, современное значение "универмага" скорее благодаря Bon Marche появилось :)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]aguti
2008-06-19 08:36 am UTC (link)
Насчет современного как раз сомнительно :) Я когда первый раз попала в БонМарше никак не могла понять, почему он так называется. Цены там просто заоблачные :)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]kucha_mala
2008-06-19 08:43 am UTC (link)
Аналогично :) Цены очень впечатлили, я долго растерянно бродила по этажам, пытаясь понять где ж "бон" начнётся...:)
Ну современный, не в смысле ценовой политики, хотя ориентация на люксовые товары в таких громадных магазинах тоже вполне современное течение (может под влиянием Хэрродс и американских магазинов?), а в смысле концепта - наличия всевозможных товаров всех направлений и различных отделов под одной крышей.

(Reply to this) (Parent)


[info]aguti
2008-06-19 08:21 am UTC (link)
Надо будет посмотреть, может быть и Бон Марше первый. Ведь жену он себе у них уже "купил"! :)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]green_fr
2008-06-19 08:32 am UTC (link)
Там когда мода на grands magasins началась, магазины открывались один за другим, плюс-минус недели. У нас книжка по этому поводу есть про этот квартал. Например, вся вот эта арочная стена вдоль Риволи она была тоже универмагами. Только когда мода на такие магазины прошла из них начали делать отели, жилые дома и пр., а строили под универмаги.

(Reply to this) (Parent)


[info]sasmok
2008-06-19 09:01 am UTC (link)
магазин вынужден закрыться. Официальная версия - пожароопасное состояние здания. а не асбест? не суть важно, впрочем.

(Reply to this)


[info]xenia_mesot
2008-06-20 09:08 pm UTC (link)
очень интересно, спасибо! :)
в Швейцарии сеть универмагов "Bon Marché" довольно недорогая -- в отличие от французского "однофамильца." :)

(Reply to this)


Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…