aguti ([info]aguti) wrote,
@ 2007-10-17 10:55:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Entry tags:auto, europe, italie

Guidatori italiani


Самые сильные впечатления от Италии у нас автомобильные - все-таки мы немало наездили. А северную Италию так и вовсе буквально увидели изнутри - имеется ввиду, что из тоннелей практически не вылезали, на севере автострады состоят исключительно из тоннелей и виадуков.

Надо еще отметить, что итальянцы имеют древнейший опыт постройки дорог, и многие дороги, построенные еще древними римлянами существуют до сих пор, конечно, в более современном виде. Но здесь я хочу рассказать не о дорогах и их качествах, а об итальянцах и их вождении.




Поначалу мы просто поражались, насколько итальянцы соответствуют мультику Бруно Боззетто - он оказался не художественным вымыслом, а самой что ни на есть правдой жизни (итальянцы ездят точь-в-точь как красные машинки в этом мультике).

Все возможные правила, которые только можно вспомнить, ими нарушаются: пешеходов никто не пропускает (отчего мы чуть не попали под машину в первый день, по французской привычке выйдя почти не глядя на переход - пришлось натурально отскакивать). Ограничения скорости никто не соблюдает: едут минимум +20 к установленному, да и +40 не редкость. Если в Италии введут автоматические радары, то половина водителей потеряет права в первый же месяц. Обгоняют по встречке через сплошную полосу, в том числе через двойную сплошную. На выделенный путь поворота налево набивается "китайцев", которые едут прямо, и когда среди них затесывается бедолага, действительно едущий налево (и которому горит красный свет), они его оббибикивают, и объезжают слева, опять же по встречке.

Про манеру парковаться я вообще молчу - парковки в два ряда, как в мультике - совершенно нормальное дело. Выхватить место парковки из под носа у готовящегося парковаться тоже в порядке вещей, и тогда можно стать свидетелем эмоциональной итальянской ругани двух водителей ("какие у них красивые имена! Кобелино!"). Неудивительно, что машины у них намного больше помяты с боков, чем даже в Париже, хоть и встречаются неплохо сохранившиеся экземпляры.



Приоритеты справа или даже со стопа никто не соблюдает (я уже не говорю про езду на красный свет). Причем настолько, что на своем приоритете можно стоять часами, дожидаясь кого-нибудь, кто тебя пропустит. Ну а если уж в пробке дашь проехать какому-нибудь бедолаге со стопа, то за ним с этого стопа набиваются все машины, которые смогут втиснуться, и приходится отстаивать свой приоритет под возмущенное бибиканье задних машин. Причем у меня сложилось впечатление, что именно эта неуступчивость и не умение ездить по одному, как во Франции - основная причина возникновения пробок, в определенный момент перекресток просто блокируется едущими в разные стороны машинами, не желающими никого пропускать. Кстати, еще одна итальянская особенность: есть достаточно крупные города без единого светофора!

При малейших признаках пробки исчезает какая-либо полосность движения (BAU и так не всегда бывает), все пытаются втиснуться во все возможные дыры, и в итоге машины скорой помощи протискиваются с огромным трудом. Но зато за ними по проложенной колее едут не только мотоциклисты, но и автомобили, вплоть до какого-нибудь монстра 4x4.

Но больше всего впечатлило, когда на въездном пути на автостраду нам попались машины, едящие по ней задним ходом - они убегали от пробки, не дожидаясь следующего съезда. При этом они еще покрикивали на тех, кто ехал вперед и мешал этому ракообразному исходу.

Поначалу такое поведение на дорогах нас просто шокировало.

Потом мы начали привыкать, и даже находить в этом логику: во-первых, не все едущие на красный свет - нарушители, просто в Италии разрешен поворот направо под красный. Во-вторых, бибикают тут не всегда от злости, иногда это просто предупреждение об обгоне слева по встречке. В третьих, ограничения скорости, похоже, никогда не расчитывались на их буквальное толкование - так на простом повороте могут поставить ограничение 20, на нормальной прямой дороге, по которой смело можно топить 90, зачем-то вешают знак 70 на всю ее длинну, а при въезде на автостраду вообще можно встретить стоп (который, конечно же, никто не соблюдает). Поэтому превышение на 20 км/ч - фактически вынужденная необходимость.



Автострады (кстати, как это все-таки будет по-русски? по-французки "autoroute", по-немецки "autobann", по-итальянски "autostrada", а по-русски?) в Италии хорошие, почти ничем не уступающие французским, разве что более горбатые. Их сигнализация непривычно зеленого цвета, как раньше было у бельгийцев, но к этому тоже быстро привыкаешь. Только непонятно, зачем на разделительной полосе садят олеандры? Все дорожные работы, которые нам попадались в Италии, были связаны с подстрижкой олеандров вдоль автострады.

Площадки для отдыха у них всегда имеют стандартный набор: заправка, магазин, ресторан, все тот же Автогриль, что и во Франции (итальянское предприятие, кстати). Есть там дорого и невкусно, лучше ограничиться кафетерием. А вот цены на горючее колеблются по Италии очень мало, поэтому на автостраде заправляют почти по обычной цене (которая для солярки выше, чем во Франции, а на бензин - ниже). Дороги, где официальные ограничения 150, нам не попадались, хоть мы проехали обе главные автострады, и восточную, и западную, да и на поперечных тоже поездили. Но если принять во внимание привычку итальянцев ездить минимум +20 к ограничению, то они почти все на 150 :). На трехполосных автострадах самая правая полоса - это грузовики, средняя топит 150, а по крайней левой шныряют болиды, с оценочной скоростью около 200. Болидам принято уступать, но в случае чего они еще издали простреливают дальним, чтобы все убрались с дороги, и они могли ехать не теряя скорости. А вообще, машина, желая, чтобы ей уступили дорогу, начинает сильно прижиматься сзади, намекая, что неплохо бы ее пропустить. И есть все-таки единственное правило, которое на итальянских дорогах соблюдается неукоснительно: они никогда, никогда-никогда не обгоняют справа. Доходит просто до смешного: в левой полосе застрял какой-то непонятливый тихоход, никак не желающий уйти направо, за ним скопилась пробка болидов, а правая полоса совершенно пустая. На тихохода будут давить морально, бибикать, сигналить фарами, но никто так и не выедет на правую полосу для обгона. Или когда на двухполосной дороге со встречным движением по левой полосе едет тихоход, его скорее обгонят по встречке через двойную сплошную, чем объедут по огромной пустой правой полосе. Хотя это встречается очень редко - обычно те, кого обгоняют, стараются максимально прижаться вправо, вылезая наполовину на обочину, всячески облегчая обгон, поэтому даже однополосная дорога становится почти двойной. Отсюда еще одна итальянская особенность - при обгоне по встречке нет особенной спешки, обгоняют неторопливо, зная, что в случае чего посторонится и встречка, и обгоняемый сосед.



Благодаря строгому соблюдению этих неписанных правил, итальянцы со своим беcшабашным стилем вождения и гораздо более старым парком автомобилей умудряются иметь меньше смертей на дорогах, чем французы. Хоть по началу, видя, как они водят, это кажется невероятным. Но к этому стилю быстро привыкаешь, когда понимаешь основное правило: какую бы глупость ты не сделал на дороге, остальные участники движения к ней морально готовы. Правда, это обязывает и тебя ждать абсолютно всего от других машин: проверять, свободна ли дорога, проезжая на свой зеленый, крутить головой налево и направо при перестройках, всегда ожидать неожиданное появление машины перед тобой с встречной полосы. Но этот стиль быстро впитывается и начинает нравится. И после этого очень сложно водить во Франции: по средней полосе ровно 130, все тащатся, как черепахи, на дороге ничего не происходит, а по крайней левой обгоняет "болид" на 135 - ощущение, как в замедленной съемке :).

Что еще понравилось в Италии: единый билет на пеажах - один раз заехал, и едь через всю Италию без остановки. За счет этого даже объездные дороги крупных городов платные и, как следствие, не сильно забитые. И еще на пеажах принимают карточки Виза, причем для карточек всегда есть отдельные ворота. А итальянцев, пользующихся карточками, немного, поэтому эти ворота всегда пустые, как и Телепорты. Еще понравилось название их дорожной полиции: Polizia Stradale.

Хоть вообще полиции на дорогах мы практически не видели, за всю дорогу видели только одну мигалку, едущую на ДТП. Кстати, ездят они на Альфа-Ромео, достаточно непривычно. А вот муниципальная полиция ездит на Фиатах, а иногда и того меньше.



Вообще же на дорогах поражает количество Lancia. Как-то к Фиатам и Альфа-Ромео привыкли еще во Франции, а вот Ланчии в таком огромном ассортименте нам еще не встречались. В городах же - сплошные скутеры Веста, они как тараканы, лезут из всех щелей, и часто управляют ими совсем дети, и ведут себя соответственно.



Ну и во всем чувствуется нежная любовь к Феррари: ее эмблемами торгует почти каждая заправка, и встретить вздыбленного коня можно и на грузовике, и на маленьком автобусе.



Еще из полезных наблюдений: платные стоянки в Италии голубого цвета. Мы сначала думали, что голубой означает, как и во Франции, стоянку с ограничением времени, но найдя однажды на такой стоянке штраф за неуплату, догадались, что платить все-таки надо. Правда, процедура достаточно сложная: далеко не везде есть паркометры, поэтому надо покупать какие-то марки в соседнем баре и куда-то их лепить. Всю процедуру мы так и не узнали, т.к. просто больше не парковались на платных стоянках :) Но штраф платить придется - между Италией и Францией есть система обмена информацией о штрафах.




(Post a new comment)


[info]quichenotte
2007-10-17 10:20 am UTC (link)
Тифози, они и есть тифози! По-русски раньше говорили только АВТОСТРАДА.

"Во-вторых, бибикают тут не всегда от злости, иногда это просто предупреждение об обгоне слева по встречке. "

Да, клаксон-то и был выдуман для предупреждения. Остальное -- вольная интерпретация обидчивых граждан.

(Reply to this) (Thread)


[info]aguti
2007-10-17 11:12 am UTC (link)
Прикольно, что слово подцеплено от итальянцев, не очень характерно для русского языка.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]och, 2007-10-17 11:30 am UTC
(no subject) - [info]aguti, 2007-10-17 11:51 am UTC
(no subject) - [info]a_p, 2007-10-17 01:45 pm UTC
(no subject) - [info]aguti, 2007-10-17 01:48 pm UTC
(no subject) - [info]liber_polly, 2007-10-18 06:31 am UTC
(no subject) - [info]aguti, 2007-10-18 06:44 am UTC
(no subject) - [info]liber_polly, 2007-10-18 06:46 am UTC
(no subject) - [info]aguti, 2007-10-18 07:03 am UTC
(no subject) - [info]quichenotte, 2007-10-17 01:53 pm UTC
(no subject) - [info]aguti, 2007-10-18 06:46 am UTC
(no subject) - [info]quichenotte, 2007-10-18 06:54 am UTC
(no subject) - [info]aguti, 2007-10-18 07:05 am UTC
(no subject) - [info]quichenotte, 2007-10-18 07:10 am UTC

[info]g_e_n_i_e
2007-10-17 10:26 am UTC (link)
пешеходов никто не пропускает
может то пресловутые южные итальянцы? на севере видел прямо противостояние, кто кого перестоит: дрессированный итальянский водитель или недоверчивый русский пешеход.

(Reply to this) (Thread)


[info]aguti
2007-10-17 11:12 am UTC (link)
О да, квинтэссенция нарушений - Неаполь, там совершенно зверское вождение. Немного удаляясь от этого очага напряжений все сглаживается. Могу даже допустить, что где-то на севере есть вежливые водители, пропускающие пешеходов :)

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]och, 2007-10-17 11:32 am UTC
(no subject) - [info]aguti, 2007-10-17 11:49 am UTC

[info]jaspe
2007-10-17 11:28 am UTC (link)
Я в ужасе! :)))
Autoroute по-русски "автомагистраль".

(Reply to this) (Thread)


[info]aguti
2007-10-17 11:42 am UTC (link)
Ну наконец-то, а то я слышала "по-русски автобан" и "по-русски автострада" и даже "по-русски хайвей" :)

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]jaspe, 2007-10-17 11:45 am UTC
(no subject) - [info]aguti, 2007-10-17 11:50 am UTC
(no subject) - [info]a_p, 2007-10-17 01:48 pm UTC
(no subject) - [info]aguti, 2007-10-17 01:51 pm UTC
(no subject) - [info]a_p, 2007-10-17 02:02 pm UTC
(no subject) - [info]aguti, 2007-10-17 02:31 pm UTC
(no subject) - [info]a_p, 2007-10-17 04:31 pm UTC
(no subject) - [info]aguti, 2007-10-18 06:47 am UTC
(no subject) - [info]a_p, 2007-10-18 07:14 am UTC
(no subject) - [info]a_p, 2007-10-18 07:16 am UTC
(no subject) - [info]aguti, 2007-10-18 10:57 am UTC

[info]grave__digger
2007-10-17 12:42 pm UTC (link)
Опередила, пока я зачитывался! :)

(Reply to this) (Parent)


[info]green_fr
2007-10-17 01:05 pm UTC (link)
А ещё "автотрасса".

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]aguti, 2007-10-17 01:14 pm UTC

[info]choko
2007-10-17 12:01 pm UTC (link)
Мы тоже испытали на своей шкуре все прелести итальянского вождения - на Сицилии с этим дела обстоят ой как плохо! Муж за рулем ругался все время и сказал, что больше никогда машину в отпуске брать не будет.
Мы исколесили всю Сицилию :)

(Reply to this) (Thread)


[info]aguti
2007-10-17 12:03 pm UTC (link)
А нам под конец даже начало нравится :) Но было очень трудно привыкать обратно во Франции понимать "70" как "70", а не как "90" :) Особенно, помня о радарах.

(Reply to this) (Parent)


[info]choko
2007-10-17 12:03 pm UTC (link)
Да, кстати на острове дороги в основном двухполосные, то есть туда и обратно. Обгонять приходится вжесткую.

(Reply to this) (Thread)


[info]aguti
2007-10-17 12:10 pm UTC (link)
Однополосные - это означает что в одну сторону есть только одна полоса, и, конечно, со встречным движением. Большинство итальянских дорог именно такие, двухполосные только вблизи крупных городов (и автострады, конечно).

(Reply to this) (Parent)


[info]grave__digger
2007-10-17 12:41 pm UTC (link)
Автострада (авторут, автобан) по-русски официально называется "автомагистраль". :)

(Reply to this)


[info]grave__digger
2007-10-17 12:55 pm UTC (link)
Я чего-то недопонял вот этого: "еще на пеажах принимают карточки Виза, причем для карточек всегда есть отдельные ворота". Во Франции ведь тоже отдельные ворота для карточек.

В Испании мы, кстати, тоже заметили, что там не так много народу платит карточкой за проезд по "аутописте" (аутописта - это автомагистраль по-тамошнему :)). Чем и пользовались. Было такое, что к воротам с кассиром очередь с десяток машин, а у "карточных" ворот - вообще никого.
И еще в Испании принимают American Express к оплате. На французских дорогах, вроде, только Visa, MasterCard и всякие местные карточки.

(Reply to this) (Thread)


[info]aguti
2007-10-17 01:03 pm UTC (link)
Во Франции "карточка" далеко не везде означает Visa, очень часто это просто Carte Blue, мы видели застрявших в такой ловушке итальянцев. Поэтому мы очень обрадовались, что у итальянцев нет дискридитации по национальному признаку :) Ну и ворота во Франции не всегда отдельные для карточек - часто они общие для карточек и для другого способа оплаты.
Итальянцы другие карты тоже вроде принимают, но мы платили только Визой.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]quichenotte, 2007-10-17 01:56 pm UTC
(no subject) - [info]aguti, 2007-10-17 02:07 pm UTC
(no subject) - [info]quichenotte, 2007-10-17 02:18 pm UTC
(no subject) - [info]aguti, 2007-10-17 02:21 pm UTC

[info]green_fr
2007-10-17 01:08 pm UTC (link)
Мне ещё бросилась в газа узость дорог на юге. Около Неаполя полосы конкретно уже, чем во Франции, мне там страшно водить было, так что практически всё время за рулём была Анюта. "Практически" - это чтобы учесть начало одной парковки в подземном гараже :-) На большее меня не хватило.

(Reply to this) (Thread)


[info]aguti
2007-10-17 01:20 pm UTC (link)
Да, на одной дороге для того, чтобы разминуться со встречкой пришлось "ушки" складывать :) Но это в горах, конечно.
А под Неаполем не столько узость, сколько привычка ездить в два-три ряда на однополосной дороге.

(Reply to this) (Parent)


[info]yuriyag
2007-10-17 01:10 pm UTC (link)
Класс, здорово было почитать (как хорошо что ты не ленивая !!! :-))) Спасибо)
В Гондурасе примерно тоже. Не представляю чтобы я рискнул здесь сесть за руль. Когда едешь в такси - волосы на голове шевелятся от ужаса. Гоняют страшно. Стараются не тормозить, когда сложная ситуация на дороге - давят на клаксон, но ни в коем случаем не на тормоз (сигналят вообще все время, иногда я так и не мог понять для чего). Светофоры часто используют просто как знак "стоп". Ну и все прочее, что ты про итальянский стиль написала )
Я думал вы не на машине.. Слушай, а как у вас хватило времени все это объехать - вы каждый день были в дороге ?

(Reply to this) (Thread)


[info]aguti
2007-10-17 01:22 pm UTC (link)
А какая в Гондурасе смертность на дорогах? Меня не столько само вождение поразило, сколько его эффективность - без всяких радаров иметь лучше результат, чем во Франции!

(Reply to this) (Parent)


[info]kucha_mala
2007-10-17 01:35 pm UTC (link)
Я тоже удивилась, прочтя года 3 назад кажется, что в италии одна из низких смертностей на дорогах в Европе. И водят они классно. Хотя, если итальянцы и испанцы, кажется до 28 хотят снять машину в других странах Европы, тариф им повышенный дают, зарекомендовали себя :)
Как пешеход я итальянских водил ненавижу, но когда на дороге сам всё по-другому.
Ну и ещё все эти узенькие-приузенькие горные дорожки, когда машины в ложбинку прячутся и миллиметр за миллиметром мимо друг друга трутся.
А о строгих ограничениях скорости на трассах во Франции я всё время с ужасом и тоской думаю :)

(Reply to this) (Thread)


[info]aguti
2007-10-17 01:49 pm UTC (link)
Одно из сильнейших впечатлений - итальянская автошкола на дороге :)

(Reply to this) (Parent)


[info]scarlett_o_hara
2007-10-17 04:56 pm UTC (link)
Как ты всё здорово описала...:), так страшно:)
Смертность на дорогах меньше, а от сердечных приступов?:)))
Меня тут сегодня не пропустили, я на тормоза-то нажала, а сердце как застучало, застучало:)

(Reply to this) (Thread)


[info]aguti
2007-10-17 07:33 pm UTC (link)
поначалу было жутко страшно, особенно когда поняли, что они на все правила вроде приоритета справа просто чихали. А потом, когда экспериментально выяснили, что правила есть, они просто другие, чем официальные - сразу стало легко :)

(Reply to this) (Parent)


[info]liber_polly
2007-10-18 06:36 am UTC (link)
прочитала заметки.
Первое подумала - Франция рулит. Обостряет не только восприятие еды и вина, но и дорог.
С моей, канадской, даже бы я сказала - Ванкуверской точкой зрения - водят в Италии и Франции одинаково. Из серии - найди три различия.
Вот, например, мы в сентябре ехали по окружной дороге в Париже - бр.. бррр...

(Reply to this) (Thread)


[info]aguti
2007-10-18 07:00 am UTC (link)
Самые сильные эмоции во Франции - это проезд Триумфальной площади в час пик. А вдали от Парижа (ну может быть еще Марселя) так и вовсе лепота, даже на светофорах не бибикают.

Вообще же движение во Франции очень логичное, и скорее вежливое, чем нахрапистое: сначала определяются кто кому уступает дорогу, и только потом едут. В Италии же сначала едут, и только за 10 секунд до столкновения начинают определяться, кто кому уступает. Стиль другой, мы долго привыкали, что надо ехать с видом, что ты никого не замечаешь - иначе вообще никуда никогда не попадешь.

То же самое с пешеходами - машины едут, делая вид, что их не видят, пешеходы идут, делая вид, что не видят машин. Машины бьют по тормозам за 10 см до пешехода - если нервы у пешехода крепкие, конечно, а не как у нас :) Но другого способа перейти улицу просто нет.

А американцам (как, думаю, и канадцам) еще труднее привыкнуть - они все жалуются, что итальянцы дистанцию не соблюдают, прижимаются сзади без дела. А мы такого не заметили, как раз с дистанцией все было нормально на наш взгляд. Видно, разница вождения между Америкой и Европой глубже, чем между разными европейскими странами.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]liber_polly, 2007-10-18 07:13 am UTC
(no subject) - [info]aguti, 2007-10-18 11:01 am UTC
а вот мнения автору-шников
[info]aguti_aka_jav
2007-10-19 10:34 am UTC (link)
http://wwwboards.auto.ru/rusopyt/451870.html

(Reply to this)


[info]muraska
2007-11-01 10:00 am UTC (link)
Спасибо за рассказ, очень интересно ! :)

(Reply to this) (Thread)


[info]aguti
2007-11-01 12:08 pm UTC (link)
Спасибо, что прочитали :)

(Reply to this) (Parent)


Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…